Новости

Заявление Национальной Ассоциации по ситуации на рынке автоперевозок зерна

В настоящее время складывается критическая ситуация с перевозками зерна автомобильным транспортом. В регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов группы лиц, поддерживаемые Ассоциацией «Грузавтотранс», уже в течение двух недель блокируют отгрузки зерна автотранспортом под предлогом борьбы с нарушениями весовых норм при транспортировке зерна. Фактически осуществляется попытка концентрации контроля за рынком автотранспортных услуг и поддержания завышенных тарифов на эти услуги. Такие действия будут иметь значительные негативные экономические последствия как для экспортеров зерна, так и для агропромышленного комплекса России в целом.

Автотранспорт является ключевым элементом логистики при поставках зерна на экспорт. В 2017/2018 сельскохозяйственном году 65% отгруженного из России на экспорт зерна было доставлено в портовые терминалы автотранспортом, для портовых терминалов Азово-Черноморского бассейна эта доля составила 72%. Ряд терминалов полностью зависит от поставок зерна автомобильным транспортом. В связи с этим продолжение противоправных действий по блокированию отгрузок зерна приведет в ближайшее время к существенному снижению объемов экспорта зерна из России. Экспортеры уже несут убытки, связанные с нарушением логистики зерновых грузов.

В опубликованных обращениях Ассоциация «Грузавтотранс» предлагает переложить ответственность за соблюдение весовых норм с автоперевозчиков на грузовладельцев и экспортные терминалы. НАЭСП не поддерживает предлагаемые меры и считает их неэффективными. Контроль за соблюдением весовых норм в конечном, а не в исходном пункте маршрута транспортировки, не будет препятствовать перевозкам с перегрузом.

Рынок услуг по перевозке зерна автотранспортом является высококонкурентным. Для организации доставки закупленных партий зерна в портовые терминалы экспортеры проводят конкурентные процедуры, в ходе которых перевозчики или экспедиторы предлагают тарифы на перевозку. Таким образом, грузовладельцы не влияют на ценообразование в грузоперевозках, и тарифы формируются на основе рыночных принципов.

НАЭСП поддерживает необходимость борьбы с нарушениями весовых норм при транспортировке зерна. Необходимо сохранить конкурентные условия ценообразования на услуги перевозчиков, что будет поддерживать эффективность логистической цепочки. Необоснованное удорожание транспортировки приведет к падению доходов производителей и экспортеров зерна.

Решение проблем транспортного сектора должно обеспечиваться в правовом поле, в соответствии с действующим законодательством и на основе баланса интересов всех участников процесса перевозки зерна.